Памяти Сщисп. Виктора (Островидова)

В день памяти священноисповедника Виктора (Островидова) — в воскресенье 1 июля, епископ Колпашевский и Стрежевской Силуан совершил Литургию в нашем Воскресенском Храме. Его Преосвященству сослужили секретарь епархиального управления иеромонах Симеон (Койнов), ключарь храма иерей Алексий Постников, иерей Георгий Полевщиков, диакон Сергий Баянов, диакон Александр Мусрепов.

Священномученик Виктор, епископ Глазовский, викарий Вятской епархии (в миру Константин Александрович Островидов) родился в семье псаломщика Троицкой церкви Александра и его супруги Анны. Кроме старшего сына Константина,в доме было ещё трое детей:Александр, Мария и Николай. Окончил Камышинское духовное училище (1893),Саратовскую духовную семинарию (1899), Казанскую духовную академию (1903) со степенью кандидата богословия.
В 1903 был пострижен в монашество, возведён в сан иеромонаха и назначен настоятелем Свято-Троицкого общежительного подворья Саратовского Спасо-Преображенского монастыря в городе Хвалынске. Вёл миссионерскую деятельность среди чувашей.
В 1919—1920 годах подвергался кратковременным арестам. В 1920 приговорён Вятским губревтрибуналом клишению свободы до окончания войны с Польшей, через пять месяцев освобождён.
С 14 сентября 1921 — епископ Глазовский, викарий Вятской епархии.
Решительно выступил против обновленческого движения. Писал своей пастве: «…умоляю вас, возлюбленныево Христе братья и сестры, а наипаче вас, пастыри и соработники на ниве Господней, отнюдь не следоватьсему самозванному раскольническому соборищу, именующему себя „церковью живой“, а в действительности„трупу смердящему“, и не иметь какого-либо духовного общения со всеми безблагодатными лжеепископами и лжепресвитерами, от сих самозванцев поставленными».
25 августа 1922 года был арестован и отправлен в тюрьму в Москву. 23 февраля 1923 приговорён к трём годам ссылки, которую отбывал в маленькой деревне в Нарымском крае Томской губернии (за 60-70 верст от районного центра – Колпашево). В 1926 вернулся в Вятскую епархию. Однако 14 мая 1926 вновь арестован за организацию нелегальной епархиальной канцелярии и 20 августа 1926 выслан на три года в город Глазов Вотской АО.
С осени 1926 года — епископ Ижевский и Вотский, временно управляющий Вятской епархией
В 1927 году отказался признавать Декларацию Заместителя Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского), предусматривавшую далеко идущие уступки властям. Обратился к митрополиту с просьбой пересмотреть свою позицию, но в ответ владыка Виктор был перемещён на должность епископ аШадринского, викария Екатеринбургской епархии. Нового назначения не принял.
В декабре 1927 обратился с «Письмом к ближним», в котором называл Декларацию явной «изменой Истине» и предупредил паству, что если подписавшие воззвание не покаются, то «надо беречь себя от общения с ними».
4 апреля 1928 был арестован в Глазове. Обвинён в том, что «занимался систематическим распространениемантисоветских документов, им составляемых и отпечатываемых на пишущей машинке. Наиболее антисоветским из них по содержанию являлся документ — послание к верующим с призывом не бояться и не подчиняться советской власти как власти диавола, а претерпеть от неё мученичество, подобно тому, как терпели мученичество за веру в борьбе с государственной властью митрополит Филипп или Иван, так называемый „креститель“». В мае 1928 был приговорён к трём годам лагерей.
С июля 1928 находился в заключении в Соловецком лагере особого назначения (СЛОН), работал бухгалтером канатной фабрики. Участвовал в тайных богослужениях вместе с другими епископами и священниками, находившимися в заключении
Ещё один его союзник, будущий академик Д. С. Лихачёв писал о той роли, которую, по его мнению, играл епископ Виктор на Соловках:
Иосифлян было большинство. Вся верующая молодежь была с иосифлянами. И здесь дело не только в обычном радикализме молодежи, но и в том, что во главе иосифлян на Соловках стоял удивительно привлекательный владыка Виктор Вятский (Островидов). Он был очень образован, имел печатные богословские труды, но видом напоминал сельского попика. Встречал всех широкой улыбкой (иным я его и не помню), имел бороду жидкую, щеки румяные, глаза синие. Одет был поверх рясы в вязаную женскую кофту, которую ему прислал кто-то из его паствы. От него исходило какое-то сияние доброты и веселости. Всем стремился помочь и, главное, мог помочь, так как к нему все относились хорошо и его слову верили.

10 апреля 1931 приговорён к ссылке в Северный край на три года.Там тяжело заболел менингитом и       2 мая 1934 года скончался.

1 июля 1997 святые мощи владыки были обретены нетленными на кладбище села Нерица, несмотря на 63 летнее пребывание их в болотистой почве. C 2005 года мощи находятся в Спасо-Преображенском женском монастыре г. Вятки.
Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском СобореРусской Православной Церкви в августе 2000 для общецерковного почитания.