«Свет негаснущей лампады». К 200-летию храма Воскресения Христова

Веками на Руси вся жизнь православного человека освяща­лась в храме: с рождения до кон­чины. В храме младенец «рож­дался свыше» в Таинстве свято­го крещения. С малых лет при­общался к храмовому богослу­жению, молиться со всею Цер­ковью «о всех и за вся». Так рож­далось чувство духовного едине­ния, общности, которую имено­вали православным миром. Так­же «всем миром» строились и ук­рашались Божий храмы. Каждый вносил свою посильную лепту, потому что храм был средоточи­ем духовного бытия и самые зна­чительные события в земной жизни человека были связаны с храмом: крещение, венчание – освящение брака, а в конце пройденного пути – церковное погребение: молитвы Церкви об упокоении христианской души в Боге до дня воскресения в жизнь будущего века. Воскресный и праздничный благовест призы­вал верующих отложить всякое житейское попечение и поспе­шить в Храм Божий.

Нашему храму в этом году — 200 лет! Очень значимая дата, ожидаемая, долгожданная… Накануне празднования мы решили познакомить пользователей нашего сайта с интересными людьми. Людьми, которые так или иначе имеют отношение к нашему храму, кто трудился и трудится «во славу Божию», кто внёс свой вклад в изучение истории нашего храма, и кто делает эту историю сегодня.

С 2011 года Ольга Владимировна Рубцова — библиотекарь Тогурской библиотеки (ОБО№4), занимается исследовательско-краеведческой работой. По крупицам собирает она информацию о нашем селе, о его истории. О предприятиях, теперь уже не существующих, но когда то действующих, о людях, событиях и фактах.

Ольга Владимировна поделилась с нами очень интересным материалом об истории нашей церкви.

   «Свет негаснущей лампады». 

В эпоху средневековья на месте современного Тогура существовало селькупское поселение, как рассказывают предания, здесь стояла крепость Киннан-этт. Со временем в эти затерянные в тайге края начало стекаться русскоязычное население. Кто-то приходил в эти места в поисках новых земель, а кого-то ссылали сюда против их воли.
Удобное географическое расположение позволило быстрорастущему населенному пункту на протяжении трех веков быть одним из крупных сельскохозяйственных, ремесленных, административных, торговых и культурных центров региона.
Пережив разные исторические события, уже в конце 17 века Тогур имел статус деревни Кетского района Нарымского уезда. Местное население в то время занимается сельским хозяйством, ведет промыслы рыбы, занимается собирательством ягод, кедрового ореха.
В 1761-ом, по другим сведениям в 1766-ом г. в Тогуре строится церковь, он получает статус села. Спустя два десятилетия после постройки деревянной церкви начинает действовать Тогурская ярмарка с оборотом более 1,5 млн. рублей. Она обычно открывается с началом навигации и действует до 15-20 июня. На ярмарку съезжались торговцы Нарыма, Кетска, Томска, нередко приезжали купцы из Сургута и Красноярска, кстати, здесь ранее, чем в селе Колпашевском, появляются питейные дома и торговые лавки. В 18 веке население Тогура заметно растёт. По данным Кетского управления, в селе Колпашевском проживает 115 человек, в Тогурском – 167.
Первая церковь в с. Тогурском, как сообщает «Клировая ведомость о Воскресенской церкви… села Тогурского» за 1903г., была построена по просьбе прихожан в 1766 году (по другим данным – в 1761г.) на основании грамоты митрополита Тобольского и Сибирского, Святителя Павла (Конюскевича). Она была деревянной, с одним престолом. Освящение состоялось в 1776 году. Церковь простояла почти 30 лет, но около 1795 года сгорела. В результате чего население Тогура и окрестных деревень посещали Троицкую церковь в Кетске. Это создавало большие неудобства. На сельском сходе было решено строить каменный храм.

Почти 30 лет понадобилось для возведения вместо деревянной сгоревшей церкви каменного двухпрестольного храма, освящённого во имя Воскресения Господня и во имя Святителя Николая Чудотворца. Большую роль в сборе средств на строительство храма сыграла тогурская ярмарка. Определённый процент от её доходов поступил в церковный фонд. Часть средств, очевидно, была получена из казны Русской Православной Церкви. А третьим источником стали добровольные пожертвования прихожан.
В архивах хранятся документы, где первая запись о пожертвованиях помечена 1814г., а последняя – 1827г. В этом документе четко прочитываются фамилии Анисимовых, Устиновых, Волковых, Терентьевых, Стариковых, Барышевых. Из 36 перечисленных дарителей подавляющая часть – 29 человек, относится к основным российским сословиям – крестьянам и мещанам, 5 прихожан записаны «ясачными», то есть селькупами, 2 – лицами духовного звания: священник Василий Ушаков и пономарь Яков Кайданов. Это, очевидно, первый причт новой церкви. Однако записаны и 2 женщины – «крестьянские дочери» Авдотья Анисимова и Параскева Колесникова. За 14 лет 36 прихожан пожертвовали на возведение и содержание церкви ассигнаций на сумму 1550 руб., то есть средний взнос составил около 43 руб. По тем временам немалые деньги.
Новая, каменная, церковь была выстроена на берегу Кети. В 1818 году на 18-метровую высоту взметнула она свои кресты, величественно возвысившись над селом. Храм выстроен в форме трехсветного четверика. Двухъярусная колокольня построена по принципу восьмерик на четвертике. Своеобразный декор фасадов носит барочный характер. Углы всех частей церкви обработаны лопатками. Интересны водосточные трубы, украшенные сквозными навершиями из просеченного железа. Ее стены, почти метровой толщины, покоятся на основании из просмоленных лиственниц. По некоторым данным, за основу проекта храма был принят переработанный в стиле сибирского барокко проект Петропавловского собора в Барнауле.
По окончании строительства зимой на санях доставили из Томска медные колокола весом 20 пудов, 5 пудов,2пуда и два колокола по 1 пуду. Церковь освящали при большом скоплении народа в присутствии благочинного Нарымских церквей и Архиерея Иоанна из Тобольска. Храм был благословлен иконой Абалакской Божией Матери «Знамение», которая является одной из самых почитаемых икон храма в наши дни. После этого церковь открыла свои двери первым прихожанам.
В1834 году Тогурская Воскресенская церковь перешла в разряд приходских и содержала две школы: Северскую школу грамотности (п. Север) и Волковскую церковно-приходскую (п. Волково). Тогда Тогур был центром социально – культурного развития Нарымского края и имел первое в Кетской волости сельское училище, где наряду с обязательными дисциплинами преподавался закон Божий.
Преподавание Закона Божия в сельских начальных народных училищах возлагалось исключительно на приходских священников. Но ввиду многосложных и прямых обязанностей сельских священников не все имели возможность добросовестно исполнять законоучительские обязанности. Отсюда были пробелы в знаниях и неуспеваимось.
Ярким примером ответственности и добросовестного отношения к своему делу являлся настоятель Воскресенской церкви с. Тогур священник Ф.Большанин, который был законоучителем в Тогурском и Колпашевском сельских училищах. В течение 20 лет его безупречной работы инспекторы народных училищ постоянно называли Ф.Большанина одним из лучших знатоков и законоучителей в Томском учебном округе. При инспектировании его ученики всегда показывали «отличное» и «хорошее» знание канонов христианской религии.
Несмотря на сравнительную близость к Томску Нарымский край был достаточно заброшен, его редко посещали представители высшей администрации губернии. Каждое их посещение являлось для жителей края своеобразным праздником. Поездки в Нарымский край архиереев и губернаторов были настолько редки, что составляли здесь большое событие и обязательно сопровождались газетными обозрениями.
Состояние церковных дел в приходах, в благочиниях и в целом в Томской епархии в определенной мере зависело от епархального руководства. Управление огромной епархией требовало большого опыта в церковной политике.
Одним из наиболее влиятельных и деятельных томских архипастырей был епископ Макарий. Он прибыл в Томск для управления епархией 14 февраля 1891 г.
Вступив в должность, епископ Макарий в тоже лето совершил поездку на пароходе «Фотруна» для обозрения церквей Нарымского края. Владыка останавливался во многих селах и деревнях, в том числе он побывал и в селе Тогурском, где он посетил Воскресенскую церковь, подпавшую запрещению из-за некачественной переделки входа в церковь, отчего появились трещины на стенах. Епископ разрешил начать Богослужение после соответствующего ремонта.
Ровно через год Владыка проехал тем же маршрутом, что и в предыдущее лето. Такие поездки он совершал регулярно, даже в зимний период.
Остановки делались в деревнях и селах, через которые проходил Нарымский тракт:
в селах Николаевском, Кривошеинском, Молчановском, Новоильинском, Колпашевском, Тогурском, Инкинском, Парабельском и в г. Нарыме. Во время своих поездок епископ Макарий не только следил за состоянием приходов, он вел беседы с населением, проверял состояние учебного дела в церковно-приходских школах и знания учеников.
Все дальнейшие годы Владыка словом и делом напоминал духовенству об его высоком призвании к святому делу просвещения русского народа, в строгом духе православной церкви и на пользу Отечества.Он первый из томских иерархов положил начало духовно-литературным чтениям для интеллигентной публики и разных слоев народа, завел воскресные беседы при всех церквах благочиний, периодически открывал небывалые до сих пор среди местного духовенства педагогические курсы и курсы церковного пения для учителей и учительниц Томской епархии. За первые его 10 лет управления в Томской епархии было открыто 127 новых самостоятельных приходов, значительно выросло число различных училищ и школ. Примерно в то же время при Тогурской церкви была организованна библиотека, включавшая различные духовные издания. Библиотекой пользовались грамотные прихожане.
К середине 19 века Тогур возглавил Тогурское комиссарство и Кетскую волость Томского округа. Здесь было открыто первое в Кетской волости гражданское училище, а к концу века первая аптека и первое почтовое отделение. В начале 20 века уезд изменил своё название с Кетского на Тогурский. После революционных событий Советскую власть в Тогуре встретили не радостно. Весной 1918 года в Тогурском уезде произошло одно из первых в Сибири антибольшевистское вооружённое крестьянское восстание, и власти перебрались в ближайшее село Колпашево.
После революции, в 1917 –ом, многие храмы не только нашего района, но и по всей России, разрушали, однако Тогурская Воскресенская церковь уцелела. Но через три года храм был закрыт местными властями. В годы гонений с1918по1920года было утрачено всё – иконы, колокола, утварь, библиотека, архив. Старожилы рассказывают, что всё же часть икон, буквально рискуя жизнью, спасли и спрятали местные жители. Дольше всего — до войны, продержалось церковное кладбище с захоронениями священнослужителей и прихожан – меценатов. Но и кладбище не оставили в покое, всё осквернили и разрушили: мраморные надгробия были разбиты, могилы распаханы и заняты под строения.
В течение многих лет храм находился в запустении. В тридцатых годах церковь и вовсе пытались разрушить, однако из-за активного противодействия этому местных жителей, её удалось сохранить. Распоряжением исполнительного комитета Новосибирского областного Совета депутатов трудящихся № 19 от 31 января 1940 года церковь стали использовать под складское помещение. Просторные помещения храма были отданы колхозу под зернохранилище.
Только после войны Решением Совета по делам Русской православной церкви при Совнаркоме Союза ССР от 28 апреля 1945 года церковь разрешили открыть.
В 1946 году, после правительственного указа Воскресенская церковь стала возрождаться. Основой иконостаса послужили старинные иконы, спасённые прихожанами в 1920 году, некоторые из них зарегистрированы, как всероссийское достояние.
Этому факту предшествовало очень интересное событие, которое описано в книге протоирея Валентина Бирюкова «На земле мы только учимся жить».

Отрывок из книги протоирея Валентина Бирюкова «На земле мы только учимся жить».
«… храмы в те годы были закрыты. В восьми километрах от нашего Колпашева в селе Тогур был храм Воскресения Христова, освященный еще святителем Иоанном Тобольским. Когда этот храм занял колхоз, там устроили зерносклад. В 1946 году, перед тем как храм вернули церкви, произошло удивительное событие. Тогурские жители, проходившие мимо храма, увидели сквозь окна, что в алтаре на подсвечнике горит множество свечей. Ахнули, глазам своим не поверили. Подошли к входной двери — замок. Да и кто ж в зернохранилище будет службу устраивать? Побежали за кладовщиком, который отвечал за зерно, позвали его. Он тоже посмотрел в окно — да, свечи горят. Открыли церковь, зашли внутрь — а там никого. Ни подсвечника, ни свечей. Но только вышли из церкви — опять через стекло видно: в алтаре свечи горят.
Народ со всего села собрался, все видят с улицы явное чудо, а в церкви — никого. И поняли все: не случайно это видение было — надо открывать храм. Пригласили председателя исполкома, он приходил, сам во всем убедился. Ему уже некуда было деваться: все село, как один человек, приступили к нему: открыть храм! Тогда убрали из помещения зерно, все вымыли, вычистили. Священника, правда, долго не было. Но люди приходили в храм и сами молились.»
Возрождение духовной жизни тогурчан и храма было тяжёлым и медленным. Сжигались иконы, архивы … Но все, же история сохранила нам имена некоторых священнослужителей, среди них отец Константин — реальный прототип главного героя художественного фильма «Поп».

  Шаховский Константин Яковлевич (о нем)
Шаховский Константин Яковлевич прямой потомок княжеского рода. Родился в 1905 году и был младшим сыном в семье директора Псковского сельхоз училища, весьма почетного в тех краях учебного заведения.
После революционных событий отец семейства Яков Михайлович Шаховской был арестован местным ЧК, как представитель эксплуататорского класса. Только чудом он, избежал уничтожения «по классовым основаниям»: до него не дошла очередь на пытки и расстрел. Все дни, пока отец находился под арестом, Костя Шаховской, 12-летний мальчик, взбирался по стене тюремного двора, чтобы узнать об участи папы. Через некоторое время в Псков вошли белогвардейские части. На этот раз Яков Михайлович Шаховской был освобожден.
В 1936 году Константин Яковлевич Шаховской окончил Печорскую русскую духовную семинарию при Псково-Печорском монастыре и затем в 1939 богословский факультет Варшавского университета, со степенью магистра богословия. Перед рукоположением в священники женился на молоденькой учительнице английского языка Елизавете Петровне Нестеровой, дочери известного русского географа, в ту пору уже просто школьного преподавателя Петра Владимировича Нестерова.
Когда Эстония стала советской, Шаховского-отца сослали в Среднюю Азию, где он умер в 1943 году. А его сын оказался на оккупированной немецкими фашистами территории.
В оккупированном немцами Пскове о. Константин восстанавливает превращённую в склад церковь во имя святого преподобного Варлаама Хутынского на свой страх и риск организует здесь воскресную русскую школу для детей, ведёт среди прихожан большую работу по оказанию помощи больным и беженцам и даже организует многодневный Крестный ход в Печорский монастырь и обратно. При этом убеждает немецкое оккупационное командование разрешить местным жителям — участникам этого Хода оказывать милосердную помощь многочисленным русским военнопленным, находившимся в ужасающих условиях в концлагерях на Псковщине. Священник рисковал многим.
В памяти людской сохранилось, что, не смотря на явный риск для себя и своих близких, отец Константин отказывался служить благодарственный молебен в день рождения Гитлера (о чём убедительно настаивали представители оккупационной администрации).
Избежав репрессий со стороны немецко-фашистских администраций Эстонии и Псковщины, отец Константин окажется репрессированным советской властью после освобождения Пскова и части Прибалтики от немецких оккупантов Красной Армией в конце лета 1944 года.
Отец Константин был арестован сотрудниками СМЕРШа поздней осенью 1944 года и первое время находился в тюрьме НКВД в городе Риге. Следователь применил весь арсенал мер воздействия, характерных для таких «допросов с пристрастием» в системе органов НКВД тех лет, в том числе следовали угрозы расправы над семьёй.
После полугода таких допросов отец Константин был осуждён Военным трибуналом войск НКВД Ленинградского военного округа 28 июля 1945 года по статье 58-1 «а» УК РСФСР на 10 лет лишения свободы в лагерях ГУЛАГ СССР и 5 лет ссылки — как «рядовой немецкий шпион».
Отмечают, что в те годы К.Я. Шаховской …проводил тайные богослужения по ночам в бараках или просто на берёзовом пне в тайге.
Сумев выжить в лагере, Константин Яковлевич попросился в ссылку в Сибирь. В то время Нарымском крае, в поселке Тогур в ссылке находилась родная сестра Константина Шаховского — Ксения Яковлевна. Её муж, с приходом советской власти в Эстонию в 1940 году, был арестован и вскоре расстрелян, а она с дочерью была выслана на принудительное поселение в Сибирь.
В трудных условиях северной зимы пригодились прежние навыки Константина Яковлевича. В молодые годы он был хорошим охотником, умел делать силки и ловушки для зверей. Именно это умение поддержало физические силы его и, особенно, уже обессилевшей сестры в голодных условиях спец — поселений.
В Тогуре отец Константин добился разрешения служить в местной церкви. По одним данным, отец Константин служил в Тогурском храме в1955-1956 годах, по другим –с1956 по 1958 годы включительно. К сожалению, каких либо подробностей этого периода жизни о. Константина в нашем распоряжении нет. Несмотря на родство по материнской линии с М.Кутузовым, М.Мусоргскими Н. Рерихом он никогда этим не кичился. Это был скромный человек с аристократической внешностью и добрыми, умными глазами.
Уполномоченный по делам религии (была такая ответственная должность) характеризовал протоиерея Константина в отчёте Томскому обкому КПСС: «Всесторонне развитый человек… С богословским образованием… способный придать красноречивость своим проповедям… Привлекает много верующих и неверующих на свои службы…»
После Тогура, освободившись от ссылки, отец Константин переезжает в Томск, где служит в Троицкой церкви. Здесь он, наконец, воссоединяется с семьей.
В 1966 году отец Константин с матушкой (супругой) возвращаются в Эстонию. Лишь при помощи архиепископа Алексея (будущего патриарха АлексеяII) его определили в отдаленный приход. Здесь он будет настоятелем до 1972 г.

Виль Липатов писал:
(Из книги «Сказание о директоре Прончатове»)
«Старинной щедрой постройки, возведенная с сибирским размахом и молодцеватостью, в самом центре речного поселка Тагара стояла белорозовая церковь, вокруг которой концентрическими кругами располагались крутолобые лиственные дома. Они, дома, по мере удаления от церкви вытягивались в улицу, делались еще выше и стройнее …»

Много с тех пор воды утекло в Кети, и многое церковь повидала на своем долгом веку. Не одна сотня тогурчан мерила ею свои жизненные вехи от имянаречения через венчание, крещение своих детей, отпевание и поминовение своих предков. И в бедах и в радости храм был с тогурчанами.
В настоящее время Воскресенская церковь живет полноценной жизнью.

В 2013 году была образована Колпашевская епархия, с 2014 года Тогурская церковь стала архиерейским подворьем, а ее настоятелем – епископ Колпашевский и Стрежевской Силуан.

При крестильном доме находящимся на церковной территории, в 2008 году была открыта библиотека, фонд которой насчитывает около 700 экземпляров. В книжном фонде хранятся старинные духовные издания 1800,1876,1907,1913 г.г. С 2002 ведет свою работу Воскресная православная школа для детей. В 2007 году был образован православный спортивный лагерь «Братство православных следопытов».
На сегодняшний день Тогурская Воскресенская Церковь – единственная сохранившаяся из каменных храмов на севере Томской области. В церкви два престола: главный – в честь Воскресения Христова и правый придел – в честь святителя Николая Чудотворца. В храме имеются иконы XIX-XX веков, принесенные, вероятно, из закрывавшихся окрестных церквей в Колпашеве и селах Ново-Ильинское и Кетское. Наиболее почитаемая – Абалакская «Знамение Пресвятой Богородицы.»

20 февраля 1995 года указом Президента Российской Федерации он был включён в число историко-культурных памятников федерального значения.