Неделя о мытаре и фарисее. Бессребреников мчч. Кира и Иоанна, и иже с ними.

Перед Великим постом Устав назначает три подготовительные седмицы и четыре Недели (воскресенья), Неделя о мытаре и фарисее – первое из них.

13 февраля, в воскресенье, Божественную Литургию в храме Воскресения Христова  провёл его настоятель епископ Колпашевский и Стрежевской Силуан. Ему сослужили секретарь Колпашевского епархиального управления иеромонах Симеон (Койнов), ключарь храма иерей Алексей Постников и штатный священник иерей Георгий Полевщиков. После проведённой Литургии Владыко обратился к верующим с проповедью.

 

Евангельское чтение этого дня предлагает для поучения притчу Христа о мытаре и фарисее (Лк.18:10-14), от названия этой притчи получила название и первая подготовительная неделя. Эта притча задает тон на весь Пост.

Церковь примером мытаря и фарисея напоминает о смирении как истинном начале и основании покаяния и всякой добродетели и о гордыне как главном источнике грехов, который оскверняет человека, отдаляет его от людей, делает богоотступником. Смирение как путь к духовному возвышению показал Сам Бог, смирившийся до немощнейшего состояния человеческой природы, «приняв образ раба» (Флп.2:7).

Чтобы посрамить гордыню фарисея, который придавал значение посту, а не его плодам, Церковь отменяет пост в среду и пятницу (поэтому она называется «сплошной седмицей»), показывая, что не пост или какое-либо другое дело спасает человека, а Бог, ищущий смиренное сердце. Так постепенно усиливается воздержание: на 2-й приуготовительной седмице восстанавливаются посты среды и пятницы; на последней следует высшая степень приготовления – невкушение мясной пищи.

Слово епископа Силуана в Неделю о мытаре и фарисее