История Храма


старое фото Тогура.

Первая церковь в с. Тогурском, как сообщает «Клировая ведомость о Воскресенской церкви… села Тогурского» за 1903г., была построена по просьбе прихожан в 1766 году (по другим данным – в  1761г.) на основании грамоты митрополита Тобольского и Сибирского, Святителя Павла (Конюскевича). Она была деревянной, с одним престолом. Освящение состоялось в 1776 году. Церковь простояла почти 30 лет, но около 1795 года сгорела. Ближайшей к Тогуру (в 50 верстах) оказалась Троицкая церковь в Кетске. Поездки туда были связаны с большими хлопотами и доставляли жителям массу неудобств. Тогурчане решили построить новый каменный храм, который соответствовал бы все возрастающей роли поселения, принявшего в 1761 году статус села, а со временем ставшего центром волости. В 1818 году в Тогуре было закончено строительство нового церковного здания, возведённого из кирпича, оштукатуренного под белый камень. Основание стен было выполнено из просмолённых лиственниц, толщина их достигала 1-1,5 метров. Храм, как это следует из публикаций разных лет, был построен на основе переработанного проекта Петропавловского собора в Барнауле, автором которого был томский губернатор и  епархиальный архитектор К.Г Турский. Здание церкви возведено в стиле позднего сибирского барокко, имеет форму высокого трёхсветного четверика с полуглавиями, перекрытого по центру фасадов сомкнутым, восьмимолотковым купольным сводом с главкой. С восточной стороны к основному объёму здания примыкают гранёная аспида, с западной – прямоугольная трапезная с Никольским приделом. Церковь имеет двухъярусную колокольню, построенную по принципу «восьмерик на четверике». Храм одноглавый, бесстолпный, его фасады украшены декоративными барочными элементами. Углы всех частей здания имеют характерное оформление лопатками. Скаты церковной крыши соединяются с водосточными трубами, имеющими навершия, украшенные оригинальным кружевным рисунком из просечённого железа. Кресты церкви взметнулись на 18-метровую высоту, превратив её в архитектурную доминанту, возвышающуюся над селом, Тогурской протокой и ближайшей округой. После окончания строительства зимой на санях из Томска были доставлены медные колокола весом 20 пудов, 5 пудов, 2 пуда и 2 колокола – по 1 пуду.

Церковь была построена как 2-х престольная во имя Воскресения Господня и во имя Святителя Николая Чудотворца. Освещал её архиерей Иоанн Тобольский в присутствии благочинного Нарымских церквей. Он благословил храм иконой Абалакской Божией Матери «Знамение», которая является одной из самых почитаемых икон храма в наши дни. После этого церковь открыла свои двери первым прихожанам. Виль Липатов в своей повести «Сказание о директоре Прончатове» писал: «Старинной щедрой постройки, возведенная с сибирским размахом и молодцеватостью, в самом центре речного поселка Тагара стояла белорозовая церковь, вокруг которой концентрическими кругами располагались крутолобые лиственные дома. Они, дома, по мере удаления от церкви вытягивались в улицу, делались еще выше и стройнее, а выбежав на берег реки, превращались в производственные постройки: слева попыхивали высокой трубой механические мастерские, справа гремел, зудел пилами лесозавод, посередине торчали скошенные трубы катеров» .

Предположительно, часть средств на строительство храма была выделена по повелению Государя Императора Александра I в честь победы над Наполеоном. Немалую лепту в сбор средств внесла Тогурская пушная ярмарка, правление которой перечисляло арендную плату, вносившуюся за торговые лавки в размере 550-700 рублей в год, в фонд стоящейся церкви. Часть средств была получена и от церковных властей. Строительство финансировалось также за счёт добровольных пожертвований прихожан. В фондах Колпашевского краеведческого музея хранятся документы, подтверждающие факт внесения средств на возведение храма. Первая запись в них датирована 1814г., последняя – 1827г. Из 36 перечисленных дарителей подавляющая часть – 29 человек, относится к основным российским сословиям – крестьянам и мещанам, 5 прихожан записаны «ясачными», то есть селькупами, 2 – лицами духовного звания: священник Василий Ушаков и пономарь Яков Кайданов. Это, очевидно, первый причт новой церкви. Однако записаны и 2 женщины – «крестьянские дочери» Авдотья Анисимова и Параскева Колесникова. За 14 лет 36 прихожан пожертвовали на возведение  и содержание церкви ассигнаций на сумму 1550 руб., то есть средний взнос составил около 43 руб.

В 1834 году после образования Томской епархии Тогурская церковь стала центром самостоятельного прихода, включавшего 11 деревень (Анисимовку, Волково, Майково, Мысовую, Северную, Комарову, Жигалову, Колпашево, Васильеву, Мартиаскую, Петропавловку), и юрты (Тегоновы, Иготкины, Эзынгины, Жигановы, Конеровы). Штат её состоял из одного священника и одного псаломщика. Прихожан в 1910 году насчитывалось 3488 человек, а в 1914году – 3563 человека. С 1878 по 1910 гг. приписным храмом в Воскресенской церкви была Петропавловская церковь в д. Колпашевой. В 1902 году при церкви было открыто церковно — приходское попечительство.

С 1896 года храм содержал церковную школу грамоты в д. Северной, где обучалось 13 учеников, а с 1907 года – церковно – приходскую школу в д. Волковой. Последняя располагала собственным зданием и имела 19 учеников. В Тогурской церкви была библиотека, включавшая в 1903 году книги 135 названий в 435 томах, которыми пользовались грамотные прихожане. В 1910 году книжное собрание храма уже включало 166 наименований духовных изданий. Известны имена 13 священников, служивших в церкви, начиная с 1770-хгг. По 1914г., и 47, что были священниками с 1945 по 2010 гг.

В 1920 году власти конфисковали и сдали на металлолом колокола храма. Выбросили иконы и утварь, библиотеку и архив, которые растащили тогурчане. Яков Александрович Яковлев, историк, краевед, уроженец Тогура, пишет в своей книге: «Наступил беспредел и торжество низменных инстинктов. Сиротливо распахнутые двери (церкви) являли миру оскудение душ и помутнение разума нового поколения тогурчан – тех самых, для которых с надеждой творили  этот храм прадеды всего лишь век назад. Старожилы рассказывают, что часть икон, буквально рискуя жизнью спасли и спрятали спецпереселенцы». ( Я.А. Яковлев. Тогур., – Томск: Изд-во Томского ун-та, 1993г.).

Точного документального подтверждения того, когда Воскресенская церковь вновь начала действовать, нет, но известно, что в 1927 году была зарегистрирована обновленческая община храма. По сведениям научного сотрудника Колпашевского краеведческого музея О. М. Титовой, церковь. Вероятно, была открыта в  1928 году после обращений верующих в государственные органы. Записи же в метрических книгах подтверждают факты венчания прихожан в 1921 – 1925гг., а в 1928 году зафиксирован факт отправления церковных служб священником С.В.Аристовым. Вероятно, что церковь. Скорее всего, возобновила свою деятельность в  начале 1920-х годов.

В 1932 году власти вновь закрыли храм, но разрушать его не стали, только предприняли безуспешные попытки снять с куполов кресты. В 1936 и 1938 гг. районный исполнительный комитет возбуждал ходатайства о расторжении договора на пользование храмом и прекращении его деятельности. Вынашивались даже планы открыть здесь пивоваренный завод.

До войны просуществовало церковное кладбище, где были похоронены священники и прихожане – меценаты. Но и его осквернили и разрушили. Мраморные надгробья были разбиты, само кладбище распахано, а на его месте появились огороды и постройки.

31 января 1940 года храм был закрыт распоряжением исполнительного комитета Новосибирского областного совета депутатов трудящихся за №19. Просторные помещения церкви были отданы колхозу под зернохранилище. Этим, по – видимому и объясняется тот факт, что здание церкви не было разрушено. Хотя, есть и ещё одна версия того, почему храм уцелел. Она, скорее всего, является плодом народного вымысла и передаётся в устной традиции. Как известно, в с.Нарым Томской губернии отбывал ссылку И.В. Сталин. Во время побега в 1913 году он оказался в деревне Колпашевой и попросил священника Петропавловской церкви приютить его, но получил отказ. Тогда Сталин обратился к настоятелю Тогурской церкви, оказавшемуся более благосклонным. По этой причине храм в Тогуре, якобы, было приказано не разрушать.

28 апреля 1945 года Совет по делам русской православной церкви при СНК СССР принял решение об открытии Тогурского храма, но действовать церковь начала только с 1946 года. Согласно легенде, этому факту предшествовало событие, сильно удивившее тогурчан. Однажды кто-то из жителей, проходя мимо храма, увидели сквозь окна, что в алтаре на подсвечнике горит множество свечей. Ахнули, глазам своим не поверили. Подошли к входной двери – замок. Да и кто ж в зернохранилище будет службу устраивать? Побежали за кладовщиком, который отвечал за зерно, позвали его. Он тоже посмотрел в окно – да, свечи горят. Открыли церковь, зашли внутрь – а там никого. Ни подсвечника, ни свечей. Но только вышли из церкви – опять через стекло видно: в алтаре свечи горят.

Народ со всего села собрался, все видят с улицы явное чудо, а в церкви  – никого. И поняли все: не случайно это видение было – надо открывать храм.  Пригласили председателя исполкома, он приходил, сам во всем убедился. Ему уже некуда было деваться: все село, как один человек, приступили к нему: открыть храм! Тогда убрали из помещения зерно, все вымыли, вычистили. Священника, правда, долго не было. Но люди приходили в храм и сами молились. В архиве храма хранятся старые фотографии, на одной из которых запечатлено, как верующие молятся перед закрытыми дверями церкви.

В 1946 году после правительственного указа началось возрождение воскресной церкви. Основу её иконостаса составили старинные иконы, спасенные прихожанами в 1920 году. Некоторым из них присвоен статус всероссийского достояния. Среди икон храма старинными и наиболее почитаемыми являются Абалакская Божья Матерь «Знамение» и считающаяся чудотворной «Троица». Почитается прихожанами и икона «Николай Чудотворец», которая постоянно находится на аналое Никольского придела церкви. Иконостас создавался Московскими художниками (имена не сохранились) в конце 1950-х годов. Современный иконостас с резными полуколоннами ручной работы, украшенными виноградными гроздьями и цветочными розетками появился в церкви в 1980-х годах, и был выполнен двумя резчиками, имена которых, к сожалению, также потерялись во времени.

Церковь располагает иконами, привезёнными в начале 20 века из Афона, две из них помещены на арке при входе в Воскресенский придел, третья – «Святой великомученик Пантелеймон» – находится в Никольском приделе. Всего в иконостасе храма 28 икон, 6 икон размещены в Царских вратах. Была восстановлена церковная звонница, состоящая ныне из восьми колоколов.

 Священнослужители и верующие, связанные с Тогуром и Тогурской Воскресенской церковью.

 1. Авдаков Дмитрий Николаевич, священник. Родился в 1875 году в с. Усть-Тарка Томской губ. Сын священника. Окончил Духовную семинарию в Томске в 1907 году. До 1907 года был псаломщиком на ст. Боготол. С 1907 по 1911 год — священником в с. Ишим. С 1911 по 1914 год — священник в с. Тогуре, с 1915 по 1918 — в Наумовке. С 1918 по 1920 год — священник в с. Николаевка. В 1924 году осужден на 3 года51. После 1928 года проживал в г. Томске, работал сторожем и служителем вивария Томского мединститута. Арестован в 1937 году. Он «признался, что состоял в черносотенной организации… принимал участие в еврейских погромах, а также в погромах, направленных против большевиков». Расстрелян 13.10.1937 года. Реабилитирован в 1961 году.

2. Александров Гурий Александрович, псаломщик. Родился в 1881 году. С 1924 по 1935 год служил в Новосибирской обл. В 1935 году был осужден по ст. 58 за неуплату арендной платы на 10 лет. Отбыл срок 9 лет. С 1944 года снова стал псаломщиком. С 1950 года служил псаломщиком в п. Тогуре Колпашевского р-на Томской обл.

3. Брянцев Иван Иванович, протоиерей. Родился в 1888 году в дер. Высокая Орловской губ. Окончил 3 класса Духовной семинарии. «В Сибирь приехал в 1915 году. Будучи псаломщиком, мне хотелось получить диаконство, которое в Сибири было добиться легче, этим и объясняется мой приезд в Сибирь…». «До революции и после революции имел лошадь и 2 коровы». В 1929 году осужден за невыполнение лесозаготовок по ст. 61 УК на 5 лет административной ссылки. Проживал в с. Тогур Колпашевского р-на. «Состоял на учете в Нарымском окружном отделе НКВД. Срок ссылки отбыл в марте 1934 года». Служил священником. Арестован 13 августа 1937 года. Осужден по ст. 58-2-8-11. Расстрелян 5.10.1937 года.

4. Виноградов Алексей Васильевич, диакон. Родился в январе 1879 года в с. Бардино Коломенского уезда Московской губ. Сын священника. Окончил Духовную семинарию. С 1903 по 1935 год служил псаломщиком, диаконом в Москве и ее окрестностях. «Лишенец» (то есть лишен избирательных прав). В 1935 году сослан по ст. 58-10 на 5 лет в Нарым. Ссылку отбывал в пос. Тогур Колпашевского р-на Нарымского окр., был «без определенных занятий». Арестован в 1937 году. Из его дела: «…До революции имел 2-х этажный дом в 7 квартир, сдавал в аренду, получал приличный доход». Расстрелян 31 октября 1937 года. Реабилитирован в 1960 году.

5. Мерлушкин Федор Иванович. Родился в 1894 году в с. Ковда Кондопожского р-на Карельской АССР. Проживал в с. Тогур Колпашевского р-на Новосибирской обл. Работал плотником Кетского лесозавода. «Верующий… он каждую службу был в церкви». Арестован в 1938 году. Расстрелян.

6. Попов Константин Иосифович, священник. Родился 31 мая 1879 года в с. Средне-Карийское Нерчинско-заводского р-на ВСК. Сын священника. Окончил Духовную семинарию. Холост (?)• С 1918 по 1920 год был настоятелем Нерченского собора (обновленческой ориентации). В 1931 году был осужден по ст. 19, 59-2-11, но дело за недоказанностью было прекращено. «Прикрываясь «обновленчеством» занимался контрреволюционной деятельностью, говоря о массовом побеге населения от советской власти, конкретно приводил случаи побега в прошлом году 80 человек, говорил, что коммунисты руководить не могут, пораззорили, посажали в тюрьмы и ссылки, голод…». В 1933 году был за это осужден по ст. 58-2-11 на 5 лет концлагерей с заменой на 5 лет ссылки в Нарым. Проживал в с. Тогур Колпашевского р-на ЗСК, не работал. Срок ссылки оканчивался 10 февраля 1938 года, но в августе 1937 года был снова арестован по ст. 58-2-8-11. Расстрелян 5 октября 1937 года. Реабилитирован в 1960 году.

7. Родионов Дмитрий Алексеевич, священник. Родился в 1896 году в с. Сарма Саратовской губ., проживал в г. Томске, служил священником в Петропавловской церкви. Арестован в 1948 году. Осужден на 25 лет ИТЛ и 5 лет поражения в правах. В 1957 году срок снижен до 8 лет ИТЛ466. В деле П-6348 читаем показание Локтионова: «…в 1947 году я познакомился со священником Родионовым… бывший диакон Петропавловской церкви Санталов сказал мне, что Родионов не любит советскую власть, не признает патриарха Алексия за его связь с коммунистами, ведет борьбу со священником Андреем, настоятелем Петропавловской церкви (Андрей Федорович Шихалев?, был настоятелем в этой церкви с 1946 по 1949 год), который преклоняется перед коммунистами и является ставленником советской власти… Родионов сказал мне, что «Патриарх Алексий является верным слугой большевиков… Родионов после служб в антисоветских проповедях призывал население активно посещать церковь, верить в Бога и ненавидеть безбожников, осквернителей храмов, при этом клеветал на советскую власть… но я этих проповедей не слышал». Локтионов, скорее всего, ничего подобного не говорил, шла «стряпня» дела на Локтионова, но из этого видно, что вменялось в обвинение Родионова. Сам Родионов признавался, что говорил, будто патриарх Алексий находится на службе у большевиков, не имеет самостоятельности и поэтому не может защитить истинные цели русской Православной Церкви и духовенства, «я говорил, что открытие церквей в Советском Союзе не добрая воля Советского Союза, это определено нажимом со стороны иностранных государств… Нам необходимо максимально расширить сеть церквей, усилить религиозное просвещение, шире втягивать население в Церковь, чтобы воспрепятствовать закрытию церквей, что… в недалеком будущем Советский Союз безусловно попытается это сделать… По поводу журнала «Московская Патриархия» я говорил, что он не отражает истинные интересы русской Православной Церкви и духовенства, так как находится под советской цензурой…» (Л. 534). Показания на него дали Н.П. Злоказов и П. К. Карташев, который сам признался, что сотрудничал с МГБ (см.: Егорова М. В., Петров М. И. и др.). По-видимому, срок наказания Родионову был сокращен, так как известно, что он служил в Тогуре и 12 июня 1959 года был переведен по службе в другое место.

8. Рубинский Михаил Ардамонович, протоиерей. Родился в 1875 году в с Хвощевка Богородского р-на Горьковской обл. Сын священника. Окончил Нижегородскую духовную семинарию. Рукоположен в священники в 1896 году. До 1939 года служил в церквах Горьковской области. В 1939 арестован по ст. 121 УК РСФСР и выслан в Томскую область. В марте 1941 года прибыл под арестом в с. Шегарка, где и проживал до 1943 года. Нигде не работал. В 1943 году по разрешению Управления НКВД был переведен в г. Томск. После окончания высылки ездил в Арзамас, где прожил 9 месяцев и вернулся в Томск. В 1944 году служил в Покровской церкви с. Моряковка, с 1945 года переведен в пос. Тогур. С 1946 года в Томске, вторым священником быть отказывался, так как он был митрофорным протоиереем, но к тому времени не было церквей и места для него. Исполнял требы и на это жил. С декабря 1948 по июль 1949 года служил на ст. Тайга. В 1950 году осужден по ст. 58-10 ч. 1 сроком на 10 лет лагерей и 5 лет поражения в правах. «…В процессе предварительного следствия установлено, что Рубинский будучи выходцем из чуждой среды (сын священника) и является сам священником, возненавидел социалистический строй и на этой почве систематически среди населения проводил агитацию, в которой восхвалял жизнь при царском режиме, высказывался за реставрацию капитализма в России, клеветал на советскую действительность, открыто заявлял о своей ненависти к коммунистам и комсомольцам, наносил по их адресу оскорбления и угрозы». Ему было тогда 80 лет. 18 июня 1954 года условно-досрочно освобожден в связи с резко выраженными явлениями старческой дряхлости и полной утраты трудоспособности. Умер 21 июня 1956 года.

9. Севастьянов Михаил Александрович, священник. Родился 29 декабря 1878 году в г. Астрахани. Сын священника. Окончил Духовную семинарию и миссионерские курсы в Казани. С 1913 по 1929 год был священником в г. Уфе. С 1929 по 1934 год служил в разных светских учреждениях на разных должностях. В 1929 году церковь была закрыта, и в 1934 году по приглашению администрации духовной академии (митрополита Введенина и митрополита Виталия [фамилия не известна]) работал там в качестве библиотекаря и служил на Ваганьковском кладбище в церкви до 1935 года. После этого был командирован в г. Тверь священником в одну из церквей, где и находился до ареста в феврале 1935 года. Арестован за непрописку в паспортном столе («за нарушение правил паспортизации») и сослан на 3 года в Нарым. Пел на клиросе в Тогурской церкви проживал в г. Колпашево, работал внештатным счетоводом Нарымского окротдела здравоохранения. Арестован в 1937 году. Расстрелян 17 сентября 1937 года.

10. Худяков Климентий Григорьевич, священник. Родился в 1879 году в дер. Лобановка Ялуторовского уезда Тобольской губернии. В 1930 году был священником в с. Тогур, в 1931 году в селе Кетском, обновленческого направления. После закрытия церкви вернулся в Тогур Колпашевского р-на и работал бухгалтером. Арестован в 1937 году. Расстрелян.

Храм сегодня.

В настоящее время Тогурский храм живёт полноценной жизнью. В 2013 году была образована Колпашевская епархия. 23 марта 2014 года епископ Колпашевский и Стрежевской Силуан совершил Божественную литургию в храме Воскресения Христова с. Тогур. На малом входе протоиерей Орест Касприк, долгие годы исполнявший послушание настоятеля храма, был удостоен Патриаршей  награды — права ношения палицы.  За богослужением Владыка также объявил прихожанам о новом статусе тогурского храма: Воскресенская церковь становится архиерейским подворьем.

Протоиерей Орест Касприк, будучи человеком преклонных лет, почислен на покой по собственному  прошению. Обязанности настоятеля храма воспринял на себя управляющий Колпашевской епархией, епископ Силуан.

При крестильном храме, расположенном на церковной территории, в 2008 году была открыта библиотека, фонд которой насчитывает 691 экземпляр. В книжном собрании храма хранятся такие духовные издания, как «Служебник», изданный в Санкт-Петербургской синодальной типографией в 1800 году, насколько экземпляров «Миней» 1876, 1907 и 1909 гг., книга С.Г. Рункевича о Санкт-Петербургской Александро-Невской Лавре, опубликованная в 1913 году, Полный церковно-славянский словарь, старинная Библия, современного издания Православная энциклопедия и тд.. Библиотека располагает литературой богослужебного и просветительского характера, аудио и видеозаписями, видеофильмами духовного содержания.  С сентября 2005 по 2008 гг, приход церкви выпускал своё ежемесячное периодическое издание – газету «Ковчег», которая содержала священные тексты и изображения.

С 2002 года начала работать Воскресная школа для детей на базе Тогурской начальной школы. Сегодня школа имеет свое отдельное здание по улице Сибирской, дом 18, кв.9. Храм осуществляет сетевое взаимодействие с Тогурскими средней и начальной  школами, сельскими библиотеками по программе духовно-нравственного воспитания. В рамках реализации проводятся мастер-классы, православные выставки, культурно-просветительские мероприятия, тематические беседы. В 2007 году отцом Кириллом (ныне настоятель Томского Богородице-Алексеевского монастыря) совместно с городским отделом народного образования был организован  детский православный спортивный лагерь «Братство православных следопытов», осуществляющий туристическую деятельность и паломнические поездки по святым местам. Паломнические поездки организуются и для взрослых православных делигаций.

Тогурская церковь также занимается вопросами социального попечительства. При её содействии открыта часовня в Доме Ветеранов г. Колпашево, где оказывается помощь пожилым людям.

С храмом связаны судьбы многих тогурчан и колпашевцев, среди которых писатели нашего края – Виль Липатов, Николай Волокитин, Вадим Кожевников и др.

Церковь Воскресения Христова является государственным памятником архитектуры федерального значения указом президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 года. Но, к великому сожалению, из-за отсутствия средств последний серьёзный ремонт в церкви проводился в 1901–1904гг. Обновлялись и реставрировались внешние и внутренние своды храма ровно 100 лет назад.

В 2018 году нашему храму – одному из старейших храмов на территории Томской области исполняется 200 лет.